Октябрьская магистраль на страже экологии

Железнодорожный транспорт признан одним из наиболее экологически эффективных видов транспорта в мире. Политика ОАО «РЖД» в сфере охраны окружающей среды направлена на повышение уровня экологической безопасности железнодорожных перевозок и сохранение природных систем.

 

ОЖД: итоги года экологии

За 12 месяцев 2017 года количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников уменьшилось на 218 тонн (5,6%) по отношению к 2016 году. Положительные результаты были достигнуты, благодаря внедрению ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Среди них перевод котельных на электроотопление на станциях Махерово (2 единицы), Ржев-Белорусский, Левашово. На станции Веймарн была произведена  замена угольной котельной на тепловой насос, который является экологически чистой и безопасной системой отопления.

На 14,6 тыс. куб.м (6,2 %)  по сравнению с 2016 годом удалось сократить  количество сброса загрязненных сточных вод в окружающую среду. Для предотвращения  загрязнения водного ресурса земли на территории магистрали в прошлом году были  введены в эксплуатацию новые очистные сооружения на станциях Лужайка и Элисенваара. На Ладожском вокзале, станциях Выборг и Каннельярви  на очистных сооружениях произведена замена загрузки фильтров доочистки воды, на станции Белоостров и в поселке Дюны осуществлен ремонт очистных сооружений с наладкой системы очистки.

В прошлом году предприятия дороги на 9,2% увеличили передачу металлолома, масла, макулатуры, алюминия и стеклянной тары во вторичное использование.

Каждую последнюю пятницу месяца проводится акция минимизации негативного воздействия на окружающую среду «Зеленая пятница». По ее итогам в 2017 году  достигнуто сокращение потребления электроэнергии, потребления топливно-энергетических ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с общим экономическим эффектов в 4,5 млн. руб., что на 20% выше периода 2016 года.

Достижение заявленных целей отражает последовательное, регламентированное улучшение экологических показателей, характеризующих эффективность деятельности полигона.

Анализировать, контролировать, управлять

На сегодняшний день управление природоохранной деятельностью полигона Октябрьской железной дороги в соответствии с «Положением о системе управления  природоохранной деятельностью ОАО «РЖД», возложено на главного инженера железной дороги и Центр охраны окружающей среды.

На уровне региональных дирекций управление природоохранной деятельностью осуществляют главные инженеры региональных дирекций и службы (отделы) региональных дирекций, реализующие деятельность по охране труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

На линейном уровне управление природоохранной деятельностью осуществляют главные инженеры структурных подразделений, а также работники структурных подразделений, выполняющие функции инженеров по охране окружающей среды.

Центр охраны окружающей среды является средоточием компетенции и методологии в сфере природопользования и экологии. Центр для оценки соответствия хозяйственной деятельности подразделений компании экологическим требованиям проводит инструментальный контроль силами трех экологических лабораторий. Все лаборатории аккредитованы и соответствуют требованиям ГОСТ ИСО.

Для контроля качества природоохранной деятельности на полигоне дороги регулярно проводятся инспекционный контроль природоохранной деятельности подразделений.

Вопросы природоохранной деятельности ежеквартально рассматриваются на региональных оперативных комиссиях, что позволяет своевременно устранять возникающие проблемы.

Представление и защита интересов компании при взаимодействии подразделений с государственными органами надзора и контроля в области охраны окружающей среды осуществляются в следующих направлениях: инспекторы Центра охраны окружающей среды принимают участие в проверках структурных подразделений, проводимых надзорными органами; при взаимодействии с юридической службой железной дороги по запросам региональных подразделений выдают экспертные заключения по нарушениям природоохранных требований, выявленным органами государственной власти, осуществляющими надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Кроме того, Центр оказывает консультативную помощь при составлении региональными подразделениями филиалов письменных обращений в государственные органы надзора, при необходимости специалисты Центра участвуют в подготовке  материалов к судебным разбирательствам при возбуждении дел по экологическим правонарушениям для представления и отстаивания интересов ОАО «РЖД» в судах.

Рычаги экологического благополучия

В настоящее время на Октябрьской железной дороге сформирована Программа реализации Экологической стратегии на 2018 год. Она содержит 14 направлений деятельности, предусматривающих комплекс мер, снижению энергоемкости, организации деятельности в сфере обращения с отходами, ликвидации объектов накопленного экологического вреда, поиску новых направлений экономии ресурсов, повышению экологической грамотности, уровня культуры каждого работника компании.

Например, перевод котельных на альтернативные виды топлива, ликвидация объектов накопленного экологического ущерба, ввод в эксплуатацию очистных сооружений.

В целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2018 году планируется перевод 8 котельных на более экологичные виды топлива – «пеллеты». Экологичность, выгодно отличающая пеллеты, объясняется отсутствием в их составе посторонних примесей и веществ. Адгезивные свойства смол, содержащихся в древесине в значительном количестве, во много раз превышают клеящие способности существующих на сегодняшний день химических составов. Поэтому в них нет необходимости – мелкие частицы древесины, из которых состоят пеллеты, надежно склеены между собой. Также на полигоне железной дороги осуществлялся перевод котельных на природный газ и тепловые насосы.

Проблема деградации естественных экосистем

Одной из стратегических целей ОАО «РЖД» в области экологического развития является ликвидация объектов накопленного экологического ущерба от хозяйственной деятельности компании прошлых лет.

На полигоне Октябрьской железной дороги активно ведутся работы по устранению таких объектов — всего, за период с 2013 по 2017 год было ликвидировано 13  рисковых объекта.

В 2017 году ликвидировано 2 объекта накопленного экологического ущерба на станциях Кириши и Сонково.

В 2018 году запланирована ликвидация объекта на ст. Кириши. В последующие годы запланированы работы по ликвидации еще 5 объектов накопленного экологического ущерба

Эко-решения в сфере пассажирских перевозок

Поезда нового поколения значительно более экологически безопасны, по сравнению со своими предшественниками. Кроме того передовые технологии, применяемые при их проектировании и эксплуатации, позволяют значительно экономить энергетические ресурсы.  Одним из направлений стало применение  в высокоскоростных поездах «Сапсан»  одноразовой посуды из биоразлагаемых природных материалов, таких как сахарный тростник, пшеничная солома, кукурузный крахмал, бумага и картон.

Данная посуда на 100% состоит из природных материалов, безопасных для здоровья, и в естественных условиях всего за несколько месяцев полностью разлагается, не выделяя при этом вредные токсичные вещества. В то время как утилизация пластиковых отходов представляет собой очень сложный и дорогостоящий процесс, и, поэтому практически нигде не применяется. В естественных условиях пластиковый мусор очень плохо подвергается процессам биологического распада, период разложения таких отходов может составлять несколько сотен лет.

Формируя нормативную базу

Не так давно на площадке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I представители ОЖД приняли участие в общественных слушаниях по рассмотрению комплекса научно-обоснованной доказательной базы, направленной на снижение акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта, в которых приняли участие депутат Государственной Думы РФ, представители органов исполнительной власти РФ, надзорных органов, научных организаций. На слушаниях были представлены результаты разработки комплекса научно-обоснованной доказательной базы, направленной на снижение акустического воздействия от объектов железнодорожного транспорта.

Вопросы регламентирования виброакустического воздействия на окружающую среду рассматриваются в более чем 80 нормативно-правовых актах. При этом природоохранные и санитарно-гигиенические нормативно-правовые акты имеют ряд противоречий. По результатам работы предложены наиболее перспективные направления реформирования законодательной базы, регламентирующей акустическое воздействие объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду.

Подготовила Елена Никитченко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Позвонить