Вектор для реконструкции

Ремонт и реконструкция трубопроводов традиционно является головной болью всех эксплуатирующих организаций города. В соответствие с современными тенденциями, приоритет должен отдаваться наилучшим доступным технологиям, существующим в данной сфере.

 

Именно такие технологии использует в работе ООО «Вектор», специализирующееся на санировании напорных трубопроводов наземного и подземного исполнения, в том числе большого диаметра, футеровке и изготовлении пластиковых емкостей и резервуаров любой формы и объема, а также на изготовлении гальванических ванн и бассейнов.

Компания была образована в 2001 году и практически сразу стала работать на объектах петербургского водоканала. Так, в начале 2000-х ООО «Вектор» по заказу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» выполнял санацию канализационных сетей на улице Дровяной, на Московском проспекте, в поселке Песочный. Также по заказу петербургского водоканала в дачном поселке Александровский была  выполнена санация водопровода полипропиленовым рукавом.

Именно в то время коллектив ООО «Вектор» начал использовать на практике собственные разработки. Например, специалисты компании нашли способ с минимальными потерями проходить повороты в водопроводах. Тогда же началась разработка других эффективных технологий, которые сегодня признаны профессиональным сообществом.

ООО «Вектор» является правообладателем трех патентов на полезную модель: трубы биметаллической, ремонтного покрытия трубы и устройства для санирования напорных трубопроводов. О преимуществах и сфере применения этих разработок мы беседуем с их автором, директором ООО «Вектор», Владимиром Загребельным.

Владимир Григорьевич, расскажите о технологии «Стиллайн», патент на которую был получен в 2012 году.

– Эта технология используется для ремонта напорных трубопроводов диаметром 80 – 1200 мм, подземного и надземного исполнения, выполненных из стальных и чугунных труб. Она позволяет восстановить герметичность магистрали и не допустить попадания продуктов коррозии в перекачиваемую жидкость, будь то питьевая вода, нефтепродукты или жидкие химические соединения. В основе технологии лежит использование стального лайнера, изготовленного из рулонной нержавеющей стали толщиной 0,3 – 1 мм. Для его изготовления из рулона вырезаются две полосы необходимой ширины, складываются одна на другую и временно скрепляются по краям точечной сваркой. Затем производится сплошная сварка на роликовых контактных станках, а также контроль качества сварки. Применяемые марки стали должны соответствовать уровню химической агрессивности перекачиваемых жидкостей. Длина лайнера равняется длине ремонтируемого участка. Однако если она превышает 500 м., мы рекомендуем производить дополнительный прочностной расчет исходя из характеристик применяемого материала.

С помощью лебедки лайнер вводится в предварительно прочищенный трубопровод, затем внутрь него подается под давлением воздух или вода, в результате чего лайнер принимает форму трубы и плотно прижимается к ее внутренней стенке. Отремонтированные участки стального трубопровода соединяются между собой с помощью сварки, чугунные – с помощью фланцевых соединений. Замечу, что при диаметре трубопроводов 100-500 мм допускается наличие углов поворотов.

Насколько ответственной операцией является изготовление лайнера?

– Настолько ответственной, что должно производиться в цехах по специально разработанной и утвержденной технологии с соблюдением сварочных и тепловых режимов и с обязательным контролем качества сварки. Мы обладаем достаточной производственной базой для обеспечения этих условий. К сожалению, петербургские эксплуатирующие организации настороженно относятся к нововведениям. Поэтому апробировать технологию нам пришлось в Ярославле. Четыре года назад с помощью технологии «Стиллайн» мы успешно реконструировали водопровод диаметром 200 мм. Пока жалоб не поступало. Надеемся, что и в родном городе мы сможем продемонстрировать все преимущества этого метода.

Почему вы решили выпускать рукав из стали? Ведь полипропиленовые рукава неплохо себя зарекомендовали…

Потому что наша технология позволяет работать также с теплотрассами, системами горячего водоснабжения и паропроводами. Применение стали влечет за собой удешевление и упрощение процесса. Кроме того, у нержавеющей стали много марок, что дает возможность широкого выбора материала в зависимости от свойств транспортируемой жидкости. Думаю, что в Петербурге с помощью технологии «Стиллайн» можно бы было оперативно и недорого реконструировать множество проблемных объектов.

Расскажите о второй своей разработке – технологии «Санкор».

Она применяется для ремонта трубопроводов диаметром от 1000 мм и больше. Суть метода проста. В старом трубопроводе собирается новая пластиковая труба из листов полиэтилена или полипропилена определенной толщины. В трубопроводе высверливаются отверстия по периметру монтируемого пластикового элемента и производится его крепеж к основной трубе анкерными болтами. Сварка между продольными и поперечными стыками и между пластиковыми элементами производится экструдерами. Завариваются и головки анкерных болтов. В результате образуется часть трубопровода, футерованная пластиковым листом. Таким образом, можно реконструировать трубопроводы любой длины или осуществлять локальный ремонт трубопровода в местах наиболее сильного разрушения или коррозии, а также проводить ремонт внутренней поверхности емкостей и резервуаров любой конфигурации.

Каковы основные преимущества этой технологии?

Относительная дешевизна применяемых материалов и используемого оборудования. Кроме того, трубопроводы большого диаметра, имеющие горизонтальные и вертикальные повороты, могут ремонтироваться без вскрытия. Альтернативой данной технологии являются только обмазочные методы, которые, увы, не гарантируют долговечность отремонтированного участка.

С помощью технологии «Санкор» мы выполнили футировку большого резервуара на Металлическом заводе, футировку резервуара объемом 216 м3 на водонапорной башне в Колтушском районе, санирование и футировку трубопровода большого диаметра на Киришской ГРЭС. Футировали емкости на Сясьском Целлюлозно-Бумажном комбинате и на многих других объектах.

Расскажите о технологии санации трубопроводов полимерным рукавом, которую вы используете.

–  Санация или прокладка новой трубы внутри старой, дает возможность значительно сократить расходы и сэкономить время, особенно при производстве ремонта в труднодоступных местах: под  водой, под или над оживленной магистралью. Внутрь предварительно очищенного трубопровода заводится гибкая оболочка, которая после обработок превращается в толстостенную трубу, закрывающую все отверстия или коррозию в старом дюкере.

До начала процесса труба напоминает плотный целлофановый мешок с жидкой смолой внутри. Она задавливается в старую трубу напором воды, и при этом выворачивается. После того, как вся оболочка окажется в трубе, вода, попавшая туда, нагревается и при высокой температуре (около 90оС) происходит полимеризация эпоксидного состава. После определенной выдержки новая труба затвердевает. Процесс санации должен быть непрерывным, он занимает 3-5 дней.

Подобным образом мы санировали трубопроводы на заводе «Балтэлектро» и газоперерабатывающем заводе в Астрахани.

Отмечу, что мы успешно работаем с трубопроводами, транспортирующими агрессивные жидкости. Так, выполняли футировку полимерным рукавом канализации на Киришском нефтеперерабатывающем заводе, аналогичную работу выполняли и для Балтэлектро.

Полимерный рукав тоже выпускаете сами?

Да, у нас есть такая возможность. Усовершенствование полимерного рукава повлекло за собой получение третьего патента на полезную модель. Полипропиленовый рукав, пропитанный полиуретановой композицией, после высыхания мы пропитываем ферритом и протаскиваем через индуктор. Таким образом, он становится намагниченным и после заведения в металлическую трубу крепко прилипает к ее внутренней поверхности.  Эту технологию мы пока не апробировали. Сейчас доводим ее до совершенства и надеемся в скором времени представить на рынок.

Беседовала Елена Никитченко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Позвонить