Интервью с председателем Дорожного комитета Ленобласти Юрием Запалатским.

Председатель Дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский

Юрий Запалатский: для дорожников не должно быть нерешаемых задач

2018 год ознаменовался для дорожников Ленинградской области несколькими важными событиями. Было запущено рабочее движение на всех путепроводах в Гатчине и Выборгском районе, до конца года эти объекты будут введены в эксплуатацию. 2 октября был открыт виадук на перегоне «Таммисуо — Гвардейское». В процессе реализации этого проекта дорожникам пришлось решать огромное количество непростых вопросов, связанных с выкупом земельных участков. Было начато строительство развязки в Мурино – очень сложного, но крайне важного объекта, который предполагается сдать раньше запланированного срока, то есть середины 2020 года. Кроме того, в этом году завершилась реформа укрупнения районных ДРСУ и ДРЭУ, и теперь десять тысяч региональных дорог обслуживают семь государственных предприятий.

О ходе этой реформы и ее значении для развития дорожной отрасли региона, а также о планах на будущее мы беседуем с председателем Дорожного комитета Ленобласти Юрием Запалатским.

– Юрий Иванович, с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе объединения ДРСУ?

– Как и везде, в этом процессе огромную роль сыграл человеческий фактор. Очевидно, что если вчера кто-то был директором, а сегодня становится начальником участка, то на первый план выходит вопрос отношения к работе: готов ли он трудиться на совесть или ему нужны лишь статус, кабинет и секретарь. Я убежден, что если руководитель, что называется, прирастает к своему месту и ничего не хочет менять, то предприятие неизбежно пойдет ко дну. Вторым острым моментом является нехватка квалифицированных кадров. Сейчас мы стараемся решить этот вопрос вместе с ЛГУ им. Пушкина и СПбГАСУ, но процесс становления молодых профессионалов займет какое-то время. Поэтому наши опытные сотрудники регулярно повышают свою квалификацию на базе СПбГАСУ.

В какой мере укрупнение ДРСУ позволит улучшить материально-техническое оснащение предприятий и модернизировать основные средства, имеющиеся в распоряжении дорожных управлений?

– Логика простая: крупное предприятие с оптимизированным штатом может наряду с частными компаниями участвовать в конкурсах на ремонты как региональных, так и муниципальных дорог. В пример можно привести объединение Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского ДРСУ. У одного предприятия был асфальтовый завод, у второго – песчаный карьер, у третьего – удобная база. В результате укрупнения появилось большое ДРСУ, имеющее все три ресурса. Благодаря этому предприятие вышло на муниципальный контракт в Пикалево и сделало дорогу такого качества, что жители поселка прислали в Комитет несколько благодарностей. И таких примеров, думаю, будет все больше.

На каждом совещании с директорами ДРСУ я как мантру повторяю, что под лежачий камень вода не течет. Нельзя зарабатывать деньги и развивать предприятие, только выполняя работы по содержанию дорог. Это тупиковый путь, который, собственно, и привел к необходимости реформирования районных ДРСУ. Для того чтобы руководители предприятий перестали быть статистами, нами был создан совет директоров ДРСУ, в рамках которого все желающие могут вносить предложения по выведению дорожной отрасли региона на новый уровень. И этот подход работает. Так, сейчас мы приобрели три установки для использования влажной соли. Это позволит экономить на закупке соли до 30% бюджетных средств. Если новинка себя оправдает, в следующем году будем использовать нововведение в рамках всей области.

Конечно, наша основная цель – улучшение состояния трасс региона, в том числе и грунтовых. Мы возродили профессиональные связи с финскими дорожниками, несколько раз съездили к ним и оценили тщательность, с которой ремонтируют грунтовые дороги зарубежные коллеги. В следующем году планируем закупить специальную технику для ремонта грунтовых трасс, что позволит нам улучшить качество их покрытия.

– Под укрупнение ДРСУ «Ленавтодор» и дорожный комитет разрабатывают специальную программу лизинга дорожной техники. Расскажите о ней.

– Суть нововведения состоит в том, чтобы избавить предприятия от первого основного лизингового платежа. Очевидно, что чем современнее техника, тем безопаснее и качественнее дороги, особенно это касается зимнего сезона. Опыт показывает, что машина эффективно работает пять лет, а дальше начинает зарабатывать только на собственный ремонт. Цель программы состоит в постепенном обновлении парка дорожной техники, занятой на обслуживании дорог. Мы посчитали: при стоимости комбинированной дорожной машины в 8 млн рублей, ежегодной закупкой на 100 млн рублей вопрос не решить. Поговорили с директорами ДРСУ, услышали, что им тяжело сделать первый лизинговый платеж. Он, действительно, самый большой, и не все предприятия могут потянуть такую финансовую нагрузку. Отсюда и родилась идея, что дорожный комитет возьмет этот платеж на себя, тем самым облегчив процесс взятия в лизинг новой техники.

– Есть ли уже первые результаты объединения?

– В конце прошлого года стабилизировалось финансовое состояние Пригородного ДРСУ№1, которое находится в Кузьмолово. На его базе объединили Всеволожское ДРСУ и Рощинское ДРЭУ. Похожая ситуация с Гатчинским ДРСУ и Пригородным ДРЭУ. Для меня абсолютно непонятна ситуация, когда бывшие директора предприятий, расположенных около Санкт-Петербурга, вгоняли свои ДРСУ в банкротство. Это вдвойне странно, учитывая объем работ, которые проводятся сейчас как по федеральным, так и по региональным трассам. Не говоря уже о ежегодных муниципальных контрактах. Ведь ДРСУ, по сути, дает государственную гарантию на выполняемые работы, чего частная компания сделать не может.

– Правительство 47-го региона наметило программу развития дорожной отрасли с 2019 по 2023 год. За пять лет в Ленобласти рассчитывают построить путепровод во Всеволожске, обход Мурино в створе Гражданского проспекта и мост через Волхов в Киришах. На каком этапе находится реализация каждого из проектов?

– Всеволожск без путепровода задыхается, пробки на переезде сейчас достигают нескольких километров. Действующий железнодорожный переезд на перегоне «Всеволожск — Мельничный ручей», разделяющий районный центр на две части, закрывается каждый час для пропуска пассажирских и товарных поездов. В летнее время ситуация осложняется запуском дополнительных электричек. «Ленавтодор» уже провел публичные слушания по объекту: они являются обязательным этапом перед объявлением аукциона на строительство. Сметная стоимость стройки Всеволожского путепровода составляет 1.5 млрд. рублей, срок выполнения работ рассчитан до конца 2022 года. Протяженность путепровода составит 1,2 км, расчетная скорость движения – 60 км/ч, предусмотрено 4 полосы для движения автомобилей. До конца года будет определен подрядчик. Что касается обхода Мурино, то проект тоже готов, вскоре будет объявлен конкурс. Этот объект очень непростой, ведь там проходят высоковольтные линии электропередач, которые придется выносить. Кроме того, думаю, нам предстоит нелегкая процедура изъятия земель. Сейчас разрабатывается рабочая документация проекта нового моста через Волхов в Киришах. Проект актуализирован по поручению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Стоимость возведения нового мостового перехода около 3 млрд. рублей. Отмечу, что единственный дублер старого моста через Волхов, построенного в 1966 году, расположен в 300 км на федеральной трассе «Кола».

– При наличии трех таких ресурсозатратных проектов размер дорожного фонда существенно не изменится. Планируется ли осуществлять поиск источников финансирования помимо регионального бюджета?

– В этом году дорожный фонд составляет восемь млрд рублей, в следующем — около девяти. Приведу наглядный пример: эксплуатационный срок дорог – 5-6 лет; это значит, что в год нужно ремонтировать 2 тыс. км дорог. Даже при минимальных расценках – это 10 млн. руб за километр. Умножаем и получаем, что на ремонт ежегодно нужно порядка 20 млрд. рублей. Поэтому, конечно, мы постоянно ищем новые источники пополнения дорожного фонда. Один из вариантов – установка на региональных дорогах систем стационарного весогабаритного контроля. Кроме того, мы плотно работаем с министерством транспорта, чтобы получить софинасирование на строительство мостов через Волхов и Свирь. Буквально 1 октября получили предварительное согласие на выделение нам федеральных средств для проведения текущих ремонтов на ближайшие несколько лет. Недавно выиграли грант Евросоюза на содержание дорог – 433 тысячи евро.

Наряду с финансированием, есть и другой значимый вопрос: планирования и четкого исполнения всех поставленных задач. Думаю, что этот вопрос вследствие укрупнения районных ДРСУ и ДРЭУ будет эффективно решаться.

Беседовала Елена Никитченко

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Позвонить